Уважаемый посетитель! Вы попали на неофициальный сайт детского сада №13. * * * * * * *
 

Статьи

Ребёнок с нарушениями речи

Учитель-логопед
Лазовская Лариса Евгеньевна

Учитель-логопед Лазовская Лариса Евгеньевна

В настоящее время прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые нару­шения, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неус­певаемости ребенка в школе. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это создает условия для полноценно­го речевого и психического развития ребенка.

Дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усва­ивают необходимый для учения в школе словарный запас и языковые грам­матические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологичес­ким анализом слов. У детей с речевыми нарушениями эти процессы замедляются. Поэтому такие дети оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чте­ния в полном объеме. В логопедической группе не только корректируются недостатки звукопроизношения, но и проводится целенаправленная подготовка детей к шко­ле, и тем самым предупреждается их возможная неуспеваемость.

По Положению в детском саду организуются 2 профиля специализированных групп:

1. группы для детей с ФФНР
2. группы для детей с ОНР

У детей с ФФНР нарушено звукопроизношение. Это выражается в том, что некоторые звуки совсем не произносятся (опускаются), искажаются или заменяются другими. Кроме этого, у детей нарушено фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. В результате его словарь не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки речи. В дальнейшем ребенок по своему словарному запасу начинает отставать от возрастной нормы. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи: многие предлоги или безударные окончания слов ребенком не воспринимаются. Иными словами, нарушения звукопроизношения влекут за собой нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи (ОНР). А общее недоразвитие речи, если его вовремя не устранить, обязательно повлечет за собой нарушения письма и чтения. Вот к каким серьезным последствиям приводит в некоторых случаях своевременно не выявленное и не устраненное нарушение звукопроизношения.

Что считать своевременным? Считается, что не позже 5 лет необ­ходимо приступать к исправлению всех недостатков звукопроизношения. Маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. После 5 лет нарушение звукопроизношения считается патологией.

Каковы же причины недостатков звукопроизношения?

Одной из самых распространенных причин является неправильное строение артикуляционного аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную подъязычную связку (уздечку), слишком большой, едва умещающийся во рту язык или слишком маленький и узкий язык, что затрудняет правильную артикуляцию.

Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, тоже могут вызывать нарушения звукопроизношения.

Неправильное строение зубов, зубного ряда может привести к нарушению звукопроизношения. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи может попадать в эти расщелины, искажая звукопроизношение.

Нарушение звукопроизношения наступает вследствие недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней че­люсти.

Еще одной причиной является неправильное воспитание ребенка в семье. Иногда взрослые долгое время сюсюкают с малышом, а это задерживает у него развитие правильной речи.

Нарушение звукопроизношения может возникнуть и вследствие подражания. Вредным оказывается постоянное общение ребенка с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Ребенок может подражать искаженному произношению взрослых членов семьи.

Часто причиной нарушения звукопроизношения является педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного произношения ребенка, не поправляют его ошибок в речи, не привлекают внимание малыша к правильному произношению того или иного звука, то в этом случае его речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрослых, тормозит нормальное произношение ребенка.