Уважаемый посетитель! Вы попали на неофициальный сайт детского сада №13. * * * * * * *
 

Статьи

Логопедические группы

Учитель-логопед
Лазовская Лариса Евгеньевна

Логопедические группы в детском саду

Обучение в логопедической группе делится на три периода. Основное внимание в I периоде уделяется осознан­ному овладению детьми наиболее легкими с точки зрения произношения звуками, постановке отсутствующих звуков, подготовке к звуко-слоговому анализу слов.

ЗАДАЧИ I ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ.

Первая задача – развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание вни­мания к звуковой стороне речи. При этом имелось в виду не просто ис­править произношение, но и научить детей вслушиваться в речь, разли­чать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.

Эти задачи решаются путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети вначале учатся отличать их от звуков наиболее гру­бо противопоставленных /а-и-у/, постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам /о-у к-х/. Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артику­ляционного аппарата дает толчок для завершения задержавшегося по тем или иным причинам процесса. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правиль­но произносимых звуков.

Одновременно на индивидуальных занятиях проводится постановка неправильно произносимых звуков с таким расчетом, чтобы ко времени изучения звука на фронтальных занятиях все дети умели правильно про­износить этот звук.

Проводится большая работа по развитию внимания к звуковой сто­роне речи и совершенствованию слуховой памяти. Это повторение воспри­нятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание рассказов в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Вторая задача, которая решается в I периоде обучения – подготовка детей к анализу звукового состава слова.

Внимание детей привлекается к отдельным звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших слов типа СОК.

За это время дети овладевают терминами – звук, слово, гласный звук, согласный звук.
Что касается речи детей, то вся логопедическая работа строится с учетом подготовки детей к овладению программой 1 класса. Материал, который служит для закрепления правильного произношения звуков, по возможности подбирается таким образом, чтобы он одновременно способ­ствовал расширению и уточнению словаря, формированию умения находить и правильно употреблять подходящее слово, правильно строить предложе­ние.

ЗАДАЧИ II ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ.

Первая задача. Если в течение I периода большое внимание уделялось закреплению и осознанию наиболее простых в артикуляционном отношении звуков и их постановке, то в течение II периода наряду с продолжающейся постанов­кой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие – звонкие, свистящие – шипящие, мягкие – твердые. Анализ и синтез звукового состава пронизывает все занятия.

Вторая задача. Подготовка к обучению грамоте. В начале П периода дети учатся де­лить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема. Дети овладевают полным звуко-слоговым анализом двусложных слов типа зубы.

Третья задача. Развитие связной речи. По мере включения в материал занятий все новых звуков, дети ов­ладевают большим количеством правильно произносимых слов. Кроме того, их внимание привлекается к изменению Форм слова в зависимости от ро­да, числа, падежа, времени действия. Дети упражняются в составлении и распространения предложений по вопросам, опорным словам, демонстрация действия. В конце II периода, когда дети произносят почти все звуки речи, появляется возможность упражняться в перескaзe текстов и составлении рассказов.

ЗАДАЧИ III ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ.

Одновременно идет окончательное закрепление правильного произношения в самостоятельной речи детей всех поставленных ранее звуков. Эта задача объединяется с развитием связной речи. Особенно большое внимание уделяется обучению детей рассказыванию в соответствии с требованиями программы.

Умению изложить мысли в необходимой последовательности тесно связано с развитием логического мышления. Оно является одним из показателей подготовленности ребенка к школе.