Уважаемый посетитель! Вы попали на неофициальный сайт детского сада №13. * * * * * * *
 

Статьи

Леворукие дети в праворуком мире

Статья подготовлена коллективом педагогов:
Богаткина О.Л. – педагог-психолог,
Евсюкова И.В. – учитель-логопед,
Лазовская Л.Е. – учитель-логопед,
Чумакова Н.Т. – воспитатель.

В последние годы психофизиологи наблюдают качественные изменения в работе мозга у детей.

Мозг человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Так, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. Поэтому даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей.

Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Формируясь еще во внутриутробном периоде развития, леворукость закрепляется в ходе возрастных изменений ребенка. Толчками для превращения одного из полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между “правшами” и “левшами”, вернее, “праворукими” и “леворукими” детьми. Как “праворукость”, так и “леворукость” объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга.

Ребенок – “правополушарный” левша – намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают большие музыкальные способности “левшей”, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга ведет, как правило к нежелательным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест особенно по утрам. Кроме нарушений эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности.

К 5 годам устанавливается окончательное доминирование одной из рук. Родители самостоятельно могут определить право-леворукость своих детей. Для этого существует множество тестов. Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Иногда до 3-5 лет у детей наблюдается обеерукость, когда они используют в играх и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой либо из них. В этот период еще доступны осторожные попытки обучить ребенка праворуким действиям, особенно если в результате вышеописанного тестирования выявлен ведущий правый глаз. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков. Если же ребенок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо остановить. Родителям следует всячески препятствовать появлению в жизни леворукого ребенка комплексов неполноценности. Воспринимайте его таким, какой он есть, и тогда леворукость не превратится в проблему!

Примерно с середины 90-х стало нарастать число детей, у которых в равной степени активны оба полушария и они были одновременно и «праворукими» и «леворукими». Ложку они начинали брать то правой, то левой рукой. Эти дети — «амбидекстры» [от латинского ambi — два, dextrum — правый]. То есть, они «двурукие», одновременно и правши и левши. Амбидекстрия — врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки. Это принципиально иная организация мозговых процессов. Развитие амбидекстрии традиционно связывается с тем, что ни одно из полушарий коры головного мозга не становится ведущим. Можно ли выработать амбидекстрию? Да, предлагайте ребенку игры и виды деятельности, требующие участия двух рук и двух способов восприятия и познания мира, чувственного и логического.

Для определения амбидекстрии тоже существуюет тест. Дело в том, что «только леворукие» и «только праворукие» принципиально не могут писать одновременно двумя руками. Одна из рук чертит волнистую линию, другая рука — пишет. Амбидекстры, сразу, или после 5 минут тренировки, начинают писать слова двумя руками одновременно.

Итак, возьмите лист бумаги и 2 ручки.

1) Одновременно пишите одно и то же слово в разные стороны или в одну — всё равно.

2) И если сразу, или через 5 минут тренировки, это у вас получится, то Вы — амбидекстр.

Основные черты характера чистого правши:
Ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера, принципиальный, надёжный, последовательный, предсказуемый. Тип с наиболее стабильным поведением. Эмоциональная сухость. Бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться. Добивается высоких результатов в областях требующих точности, аккуратности, способности к абстрактному и аналитическому мышлению.

Основные черты характера чистого левши:
Сторонник перемен и прогресса, способный взглянуть на старое по-новому. Сильные эмоции, склонность к эмоциональным срывам, импульсивным реакциям, выраженный индивидуализм, эгоизм, упрямство, замкнутость. Добивается высоких результатов в видах деятельности, требующих творческого подхода. Плохо ориентируется в пространстве.

Основные черты характера чистого амбидекстра:
Универсальный тип личности: великолепная интуиция, высокий творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, хорошо развитый интеллект, аналитическое мышление, способность к гениальным прозрениям. Добивается высоких результатов в любом виде деятельности, выходит на новые уровни, расширяет горизонты познания.

Кто вы и ваш ребёнок, однорукий или двурукий, правша, левша, скрытый левша или амбидекстр, можно определить с помощью тестов. Но не торопитесь с поспешными выводами, если у вас возникли серьёзные воспитательные проблемы, связанные с леворукостью и амбидекстрией, обратитесь к опытному психологу. Ученые уверены, что их результаты могут оказаться полезными для учителей. В первую очередь, детям-амбидекстрам и «левшам» необходимо уделять больше внимания, чтобы заранее предотвратить возможное появление трудностей с обучением.

Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.